Содержание
История мужской рубахи с косым воротом
Название изделия пошло от слова «косой воротник», то есть не прямо пошитый, а наискось. Ранее рубахи шились исключительно из конопляного полотна, хотя современные можно изготавливать из любых тканей, предпочтительно натуральных – хлопок, лен. Косоворотку носили, как нижнее белье, верхнюю одежду, украшали кистями и поясами и использовали в качестве праздничных нарядов.
Обратите внимание! Выкройка славянской мужской рубахи настолько проста, что ее сможет сделать даже новичок. Достаточно правильно снять мерки.
Сегодня такой вид изделия используется как в повседневной жизни, так и на народные праздники. Основное преимущество рубахи в ее удобстве. Она свободного кроя, не приталенная, за счет чего не сковывает движения. Именно по этой причине еще в 1880 году косоворотка служила солдатской униформой.
Изначально ворот был скроен по прямой, а не по косой. Но позже решили его сдвинуть в сторону, чтобы во время работы и наклонах не выпадал нательный крестик (согласно историческим данным). С тех пор так и пошло название косоворотка, а стиль рубахи сохранился до наших дней и пользуется большой популярностью среди людей вне зависимости от возраста и пола.
В наши дни классическая выкройка рубахи служит для пошива множества изделий: сарафанов, рубах женских и мужских, нательного белья, пижам или украинских вышиванок. На ее основе можно даже шить женские ночные сорочки из атласа или шелка.
ОСТ на пошив косоворотки 1930 годы
(ГОСТов еще не было) ——————————-
Мужские рубахи в Новое время (XVIII—XIX века)
От необычных царских и боярских рубах XVII века перейдем к одежде староверов в Новое время. Прежде всего, стоит сказать, что крой мужской рубахи удивительным образом конструктивно почти не менялся до XX века. Он оставался схожим для разных слоев населения и сословий, отличаясь только тканью и богатством отделки.
Мы имеем крайне мало сведений о крестьянских и староверческих рубахах в XVIII веке. Интересны лишь упоминания, касающиеся цвета. Так, Польский собор 1752 года в статье 41 запрещает юношам ношение красных рубах.
Любопытно, что в среде старообрядцев «поляков» и «каменщиков» Алтая сохранился туникообразный крой с вошвами и квадратным вырезом с боковым разрезом (рис. 21,22). Отличает эти рубахи обилие вышивки в разной технике — поддевчатый, тамбурный, досюльный и наборный швы.
</p>
В XIX веке на уральских заводах рубаха-голошейка с круглым вырезом и боковым разрезом, изготавливаемая из кумача или шелка (для праздничной вещи), либо «своедельщины» (самотканого материала, используемого при повседневной носке), была характерна для старообрядческого населения. Ворот и разрез, как правило, были украшены сутажным золотным «гасником»-шнурком, характерным для зажиточного населения заводов и купцов: «Но большая часть купцов и мещан носят … рубашку из холста, но более из красной пестрели, а не редко и из шелковых материй с косым воротом, обложенным шелковым или золотым шнурком….», — отмечает Н.С. Попов, член русского экономического общества в 1804 году. Данный приём происходит от мужской одежды XVII-XVIII веков. Гасник держал литые пуговицы округлой формы. В некоторых случаях гасник и пуговицы могли быть золотыми, но чаще всего — бронзовыми или из серебра (рис. 23). Во второй половине XIX века голошейки почти полностью вытесняют рубахи с воротом-стойкой.
Среди старожилов пермского края и коми-пермяков бытует крой мужской рубахи с подклинками сзади, напоминающий крой рубах 15-17 веков (рис. 24, 25). Они также украшены обилием тканого орнамента и закругляющейся вышивкой по вороту в технике набор и имеют стойку. Аналогичного вида рубахи бытовали в конце XIX века в среде прибалтийских поморцев. Отличала их только прямота линий, что объяснимо вхождением в моду пиджаков (рис. 26). Таким же образом объяснимо и появление рубах с косой планкой в начале XX века, имевших место и в среде староверов (рис 27, 28).
</p>
Мы рассмотрели самые экзотичные рубахи, и стоит сказать, что большинство бытовавших рубах имели прямой туникообразный крой с боковой планкой и воротом-стойкой. Повседневные изготавливались из пестряди (клетчатой ткани) (рис. 29) либо неокрашенного холста, праздничные же из покупного материала, белого тонкого холста, украшенного вышивкой (рис 30).
</p>
Впоследствии крой начинает изменяться. К концу XIX века появляются рубахи на кокетке (рис. 31), формирующиеся под влиянием городской моды и неорусского стиля. В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям.
Моленные же рубахи оформлялись как отдельный вид одежды, постепенно становясь однотонными, выполненными из своедельщины либо из богатых покупных материалов (в зависимости от согласия), иногда были аналогичны праздничным (рис. 32). И вместе с модой менялся и их крой. На сегодняшний день мы имеем в употреблении как рубахи старинного туникообразного кроя, так и уже рубахи нового городского кроя с втачным рукавом.
Мерки для шитья рубахи
Чтобы самостоятельно сшить косоворотку мужскую, изначально делается выкройка, но для этого необходимо снять мерки:
- ширина спины;
- длина рукава (чтобы правильно измерить, локоть нужно согнуть и сантиметр проложить от шеи через плечо и локоть);
- обхват бедер;
- обхват головы (чтобы правильно вырезать горловину);
- длина изделия.
Вам это будет интересно Построение выкройки и шитье мягкой игрушки беззубика
Ко всем меркам можно добавлять несколько сантиметров, потому что народная рубаха должна по фигуре сидеть свободно.
Рубаха в народном костюме:
Мужская рубаха и ее особенности
На основе этнографических данных 17-20 вв., Г.С. Маслова есть четыре основных типа мужских рубах: 1. Туникообразная. 2. С прямыми поликами. 3. С узкими нашивками на плечах. 4. На кокетке. Туникообразный покрой мужской рубахи – наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: “с бочками” и “без бочков”. Рубаха “с бочками” образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие “бочки” и рукав прямого покроя.
Туникообразная рубаха “с бочками” имеет несколько вариантов:
С прямыми цельными бочками; – со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками); – с бочками, выкроенными “по-топорному” или “в замок” (в северных регионах); – с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае); – “колошкой”. Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;– туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста; Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку. Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника “голошейка” или с воротником “стойка”. “Голошейку” я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник “стойка”, застежка на пуговицы. Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.). В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл. Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический