Образцы
Мужские двойные верблюжьи валенки
Женские верблюжьи валенки с узором
-
Валенки разного размера и цвета, и с надетыми галошами
Цвет
Традиционной окраской валенок являются природные цвета – белый, серый, коричневый, черный. В старину мастера использовали для окрашивания обуви натуральные красители. Белые валенки получались в результате использования белил и парного молока. Раствор втирали в поверхность и затем тщательно просушивали. Темный оттенок достигался с помощью квасцов, сандала или медного купороса.
Современные модели валенок соответствуют модным веяниям, создаются в разнообразных расцветках. Яркие красные, фиолетовые, желтые, зеленые модели освежают образ, дарят легкость, ощущение тепла. Сдержанные бежевые, синие, бордовые изделия – универсальные и практичные. Актуальными стали золотистые и серебристые валенки.
Для окрашивания войлока применяют специальные красители для шерсти. Окрасить или декорировать валенки можно и в домашних условиях. Для этого используются акриловые краски по ткани, специальные красители для замши.
Интересной находкой оказалось окрашивание шерстяных изделий краской для волос.
Материалы
В зависимости от того, из чего валенки делают, определяется их стоимость, качество, способы использования. В старину валенки делали исключительно из шерсти, которую состригали с живой овцы. Такой материал называется литниной. В современном производстве кроме шерсти используются дополнительные материалы, которые помогают усовершенствовать обувь, сделать ее универсальной, соответствующей новым требованиям.
Основной материал для валенок – полугрубая овечья шерсть, полученная в результате весенней и осенней стрижки. В Россию сырье завозят с Кавказа, из Монголии, некоторых азиатских стран. Интересные модели создаются из козьей, кроличьей, собачьей шерсти. Экзотические пушистые изделия получаются из верблюжьей шерсти.
Существенные изменения были внесены в производство низа обуви. Для большего удобства, прочности и водонепроницаемости подошва делается кожаной или резиновой – она приклеивается или пришивается. Часто встречаются варианты литого или рифленого низа. Зимние модели дополнительно утепляются мехом или войлочным сукном. Для защиты от влаги наружная часть обуви может покрываться непромокаемым текстилем.
Валенки плохо реагируют на влажность – они могут намокнуть, деформироваться. Для сохранения привлекательного внешнего вида, эксплуатационных качеств обуви следует после покупки тщательно ее обработать. На верх наносится специальная пропитка – водоотталкивающий спрей для замши и нубука, подошва смазывается силиконовым герметиком. Сушить изделия можно только при комнатной температуре, хранить в темном, сухом месте.
Шерсть – единственный природный материал, который благодаря характерным чешуйкам способен сцепляться между собой без дополнительных средств. На основе такой особенности зародилось древнее ремесло – валяние или катание. Сформировалось два способа производства обуви – ручной и промышленный.
Ручная валка
Мастеров-пимокатов, которые валяют валенки вручную, известно немного. Их труд тяжелый, кропотливый, но обувь, сделанная умелыми руками, – качественная, прочная, экологически чистая. Стоит она дороже, но эта разница оправдана – на создание одной пары валенок может понадобиться несколько дней.
Процесс изготовления состоит из следующих этапов:
- Очистка материала. Остриженную шерсть тщательно отделяют от мусора, сортируют по цвету.
- Изготовление кудели. Сырье измельчают, оно становится похожим на пух.
- Шерсть обрабатывается кипятком, раскладывается тонким слоем.
- Создается выкройка, начинается валяние. В процессе валки изделие уменьшается в размере, становится плотным и жестким.
- Заготовка устанавливается на колодку и оббивается деревянной палкой. В результате валенки становятся более мягкими, принимают нужный размер.
- Обувь отправляется на сушку в печь.
Мастера в своей работе не используют никаких химических веществ. В результате получается качественная обувь натурального белого, коричневого или серого цвета. На окончательном этапе изделия полируются деревянным бруском.
Серийное производство
В результате промышленного развития было налажено серийное производство валенок. Оно основано на современных технологиях, требует наличия специального оборудования.
- Первичная обработка – очищение, мытье, сортировка.
- Сырье отправляется в трепальные, чесальные машины.
- Кудель помещается на прессовальные плиты, где формируются куски валяного полотна.
- Делается заготовка, которая отправляется на растяжку.
- Изделие проходит этап валки – помещается в барабаны с горячей водой. Некоторые производители на данном этапе используют серную кислоту. Несколько раз валенки поддаются растяжке, так они приобретают нужный размер.
- После валки обувь надевается на металлическую колодку, обрабатывается паром.
- Готовые изделия сушатся при температуре 100 градусов на протяжении 6 часов.
Валенки поддаются разнообразным экспериментам – их шлифуют, полируют, лакируют при помощи столярного клея, пропитывают каучуком, растворенным бензином. Таким образом создается водоотталкивающий эффект.
История
Русский солдат на лыжах и в валенках, фотография сделана до 1917 года.
На территорию Руси валенки стали проникать в период Золотой Орды через тюркские и монгольские племена, обувь у некоторых из них делалась в виде тёплых войлочных чулок, поверх которых надевали сапоги. У казахов, например, такие плотные войлочные чулки называются байпаками. В России же валенки приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. До этого они были достаточно дороги и их могли себе позволить довольно зажиточные люди. Усложнение потребностей, рост влияния городских нравов на деревню обусловили смену лаптей валяными сапогами, а вместе с тем и широкое развитие валяльно-катального производства.
Валенки стали менее популярны в последние десятилетия, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды.
До революции 1917-го года производство валенок было сосредоточено в Калязинском уездеТверской губернии, в Семёновском уездеНижегородской губернии, в Кинешемском уездеКостромской губернии и в селе КукморКазанской губернии. В 1900 году на сапого-валяльных фабриках России было произведено 1,4 млн пар валенок на сумму 2,1 млн рублей[2]. В 1900 году пара валенок стоила 1,5 рубля, в 1912 году — 2 рубля, в конце 1916 года спекулятивная цена доходила до 12-18 рублей за пару.
Ярославская губерния с середины XVIII века стала центром валяльного промысла, что было обусловлено расцветом местного овцеводства. Шерсть Романовской породы овец считается лучшим сырьём для производства валенок, так как отличается высокой «валкоспособностью». В 1904 году в Ярославской губернии было основано крупнейшее на тот момент предприятие по производству валенок — сапоговаляльный завод И. С. Кашина, позднее Ярославская фабрика валяной обуви.
В СССР и Российской Федерации вплоть до конца 1990х гг. валенки являлись частью зимней форменной одежды постовых милиционеров.
В 2000 году в городе Мышкин Ярославской области открылся музей «Русские валенки»[3][4]. Затем аналогичные музеи появились и в других городах России. В 2001 году в Москве был основан музей с таким же названием — «Русские валенки»[5][6], а в 2012 году открылся музей валенок в Кинешме[7].
Валенки в Верхних Мандрогах
12 февраля 2012 года в «Книге рекордов России» был зафиксирован рекорд, установленный главным экспертом «Книги рекордов России» Анатолием Коненко и жителем Кинешмы Валерием Соколовым, каждый из которых изготовил методом мокрого валяния самые маленькие валенки с размером ступни 0,9 мм[8].
В 2019 году созданный в Санкт-Петербурге петербургской художницей Валерией Лошак валенок попал в «Книгу рекордов Гиннеса — 2019», заняв место в каталоге «Рекорды Гиннеса 2019» как самый большой в мире валенок. Ради него в каталоге была открыта специальная категория «Валяная шерстяная обувь». На изготовление валенка 360-го размера ушло более 400 кг шерсти. Высота валенка 3 м. Изготовлен традиционным методом мокрого валяния в 2016 году. 2,5 года ушло на то. чтобы объяснить представителям комиссии «Книги рекордов Гиннеса», что валенок является не носком, а зимней обувью. В настоящее время находится в постоянной экспозиции в туристической деревне Верхние МандрогиПодпорожского района Ленинградской области[9].