Национальный костюм Японии и история моды

Возрастные и половые отличия

На протяжении многих столетий у традиционной одежды Японии для мужчин и женщин не было никаких отличий. Кимоно было универсальным изделием, широко популярным как среди японок, так и среди японцев. С развитием культуры постепенно национальные одежды дополнились юбками и брюками, что позволило разделить все наряды по половому признаку.

Эстетический вопрос

Основные эстетические аспекты относились к женской одежде. Женщина у японского народа играла чрезвычайно важную роль. Предназначение гейши заключалось в том, чтобы радовать и восхищать мужчину своим роскошным внешним видом. Именно поэтому основной упор при создании костюма для девушки делался на нежность, изысканность и утонченность. Традиционным костюмом японок вне зависимости от возраста являлось кимоно. Женский наряд отражал многовековой стиль, традиции и культуру страны Восходящего солнца. В образе японки сочетались нежность, сдержанность, насыщенность ярких красок и соблазнительность приталенного силуэта. Традиционный костюм японца не имел принципиальных отличий. Взрослый мужчина, как и маленький мальчик, носили кимоно, которое отличалось строгостью, практичностью и лаконичностью. Единственным отличием от женского одеяния были используемые ткани и орнамент. Мужской костюм шился из материалов темных, неброских оттенков, в некоторых случаях одежда украшалась строгими геометрическими орнаментами. Значительно реже встречались узоры растительной тематики, изображения рыб, птиц и животных.

Праздничный наряд японцев представлял собой настоящее произведение искусства. Красивый костюм знати отражал самобытность и роскошь императорской эпохи.

YAponskaya-nacionalnaya-odezhda-2.jpg

Дополнительные аксессуары и атрибуты

Дополнениями к национальной японской одежде служат: особое нижнее белье, несколько разновидностей кимоно, которые надеваются под основное, пояс оби, традиционная обувь, украшения для прически. Чтобы все это правильно надеть, особенно женщине, часто приходится прибегать к помощи специально обученных людей. Они работают при парикмахерских, имеют лицензию, их можно вызвать на дом. Основные атрибуты традиционного наряда:

  1. Хададзюбан и сасоеке – тонкая рубашка и шаровары, которые надевают женщины в качестве нижнего белья, могут быть соединены между собой.
  2. Нагадзюбан (дзюбан) – длинная рубашка, похожая по крою на кимоно, надевается под верхнее одеяние, чтобы предотвратить попадание на него пота и загрязнений от тела.
  3. Хакама – плиссированные широкие брюки. Женский вариант – в виде юбки.
  4. Хаори – специальный жакет, надеваемый поверх кимоно. Вместе с хакама придает наряду официальности. Закрепляется специальным шнуром хаори-химо.
  5. Кандзаси или канзаши – японские украшения, заколки, булавки для прически. Искусство изготовления канзаши – национальное, ручная работа. Мотивы украшения часто перекликаются с узорами на кимоно.
  6. Таби – носки с отделенным большим пальцем для удобства ношения дзори.
  7. Дзори – кожаные или матерчатые сандалии (напоминают сланцы).
  8. Гэта – деревянные сандалии, надевают преимущественно с юката.
  9. Окобо – высокие туфли, на которых девушки (в основном майко или гейши) могут идти только мелкими шажками, иначе рискуют упасть.
  10. Варадзи – соломенные сандалии – традиционная обувь жрецов в храмах.
  11. Оби – широкий пояс для наряда.
  12. Косихимо – завязки для облегчения надевания наряда.
Varadzi.jpg
Варадзи
Geta.jpg
Гэта
Дзори
Кандзаси
Оби
Окобо
Таби
Хакама
Хаори

Классификация по назначению

Японский халат для представителей разных полов существенно различается по цвету, крою, составляющим, национальному символизму. Мужское кимоно в современной Японии может быть всего нескольких сдержанных темных цветов: синего, черного, зеленого, коричневого. Ткань используется без блеска, матовая. Рисунок может быть мелким, набивным.

На формальном мужском кимоно обязаны присутствовать пять камон. Платье с тремя гербами считается менее официальным. Часто наряд дополняют хакама – широкими штанами или юбкой, и хаори – традиционным жакетом поверх кимоно.

Убранство состоит из пяти элементов, без учета обуви. Поэтому в кимоно мужчина может одеться сам, без посторонней помощи.

Женское кимоно традиционно состоит из 12 составляющих. Но в современном мире такая многослойность используется в редких, особых случаях. Например, на свадьбу или важное официальное мероприятие высокого уровня. В повседневной жизни для прогулок, на фестивали, в ресторан чаще всего одевают максимум два слоя или просто кимоно с ложным вторым воротником.

Важную роль играет цвет женского кимоно. Наиболее формальный – черный с рисунками на рукавах и ниже талии. Гейши могут позволить себе носить яркие халаты с алой подкладкой. Молодые незамужние девушки надевают обычно полностью расшитые цветами наряды нежных оттенков персикового, розового, голубого. Повседневные кимоно неброских, бежевых, коричневых, зеленоватых оттенков покрывают мелкие рисунки.

Японский наряд для маленьких детей гораздо проще, чем взрослый. Этот яркий разноцветный халат порой перешивают из старого женского или мужского платья. Он обычно стеганый, не имеет сложной конструкции. Детям постарше для особых случаев шьют небольшую копию взрослого наряда, но более сочной цветовой гаммы.

Исторический ракурс

История японского костюма, который также называется вафук, берет свое начало еще в 6 веке нашей эры. Огромное влияние на формирования традиционной одежды оказал Китай. Китайские правители и мудрецы способствовали формированию не только национального наряда японцев, но и многих традиций. Не менее важная роль отводится и древнему японскому театру кабуки. Для привлечения большего количества зрителей его актеры старались создавать новые, необычные наряды, которые бы вызывали восхищение, но оставались удобными и комфортными для выполнения танцев. Зрители не только с удовольствием посещали театральные представления, но и заимствовали понравившиеся костюмы и их элементы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий