Содержание
Виды тканей на основе тафты
Современные технологии позволяют создавать множество вариаций привычных тканей. Не стала исключением и тафта – на сегодняшний день в магазинах можно встретить следующие ее разновидности.
- Шанжан (хамелеон) имеет контрастный перелив цвета.
- Крэш – с жатой текстурой или гофре.
- Жаккард – материал с фактурной поверхностью.
- Тафта набивная – с рисунками, нанесенными с помощью краски.
- Вышитая. Шелковые, металлические нити, пайетки, бисер, стеклярус, бусины, сутаж – дополнительный декор.
- Стрейч – тянется в одну или обе стороны.
- Флокированная – имеет элемент с велюровым, замшевым или бархатным напылением.
- Атласная тафта сочетает глянец одной ткани и практичность другой. Идеальна для нижнего белья или подкладки.
Совет
Не доверяйте расхожему мнению о том, что любая тафта не пропускает влагу. Придя в магазин, вы можете проверить это свойство, дотронувшись чистой влажной салфеткой до уголка ткани. Появился влажный ореол и «бугристость» волокон – значит, ткань неводостойкая. Может использоваться для верхней одежды, которая не рассчитана на дождь и снег.
Характеристики
Особенность тафты состоит в том, что ее изготавливают из плотно перекрученных друг с другом нитей, которые имеют характерное полотняное переплетение. За счет особой технологии производства материя выходит очень тонкой, но при этом плотной и очень хорошо держит нужную форму.
Основные характеристики материи зависят от сырья, из которого сделана ткань, тем не менее есть общие эксплуатационные особенности, свойственные всем типам тафты, вне зависимости от исходных нитей, оттенка и фактуры. Рассмотрим их описание:
- полотно отличается высокой плотностью;
- ткань очень легкая;
- не поглощает влагу, а отталкивает ее;
- характеризуется глянцевым блеском и приятным внешним видом;
- удерживает форму, может драпироваться стильными складками и красивыми загибами.
Из недостатков нужно отметить:
- дает довольно значительную усадку, при неправильной стирке можно потерять до 10% длины изделия;
- при раскрое и шитье очень сильно крошится;
- при контакте с толстой иглой нити раздвигаются и смещаются в сторону;
- быстро мнется, образует трудноразглаживаемые заломы.
К минусам искусственного полотна относят:
- среднюю теплозащиту;
- отсутствие способности отталкивать грязь;
- выцветание волокон со временем.
Синтетическая тафта также может электризоваться и деформироваться под воздействием прямых солнечных лучей и высоких температур.
Тафта синтетическая – плюсы и минусы
Явным преимуществом перед натуральной тафтой может выделяться искусственная. Так ли это на самом деле? Стоит обратить внимание на описание положительных сторон и учесть все отрицательные. Чтобы правильно выбрать нужный состав ткани, всегда учитывайте назначение и необходимый результат.
Плюсы искусственной тафты:
- износостойкость;
- скольжение;
- насыщенность цвета;
- слабая усадка во время тепловой обработки и стирки;
- можно не утюжить;
- легко стирается;
- быстро сохнет.
Минусы:
- низкие показатели теплозащиты, воздухопроницаемости, гигроскопичности;
- появление разводов (ореолов) от воды;
- при попадании воды волокна разбухают и меняют вид изделия;
- ткань электризуется;
- плавится и деформируется при высокой температуре.
Материал тафта с момента своего изобретения претерпел некоторые изменения – получил современные технологические дополнения, что расширило линейку тканей. Такое разнообразие позволяет не только использовать материю для элементов гардероба, но и применить ее в оформлении и декорировании помещений. Скатерти, салфетки, шторы, ширмы, абажуры – вот малый перечень изделий из тафты, которые создадут особый уют в вашем доме и наполнят его теплом и шармом.
Совет
Для раскроя ткани раскладывайте все детали на развернутое полотно. Не стоит использовать вдвое сложенную ткань, так как она может сильно скользить при нарезании и исказит нижнюю деталь.
История
Точной даты изобретения этого плотного материала никто не знает, но факты однозначно свидетельствуют о том, что он появился в Персии, там же и получил свое наименование, которое переводится как «сотканное полотно».
С появлением Великого шелкового пути караваны, нагруженные тафтой, попали в страны Старого Света, где материал был сразу же оценен придворными вельможами.
Тафту производят из скрученных нитей способом полотняного плетения. До 1990 г. ткали материал исключительно вручную, но в конце прошлого века в индийском городке Бангалор был создан специальный станок, позволяющий создавать тафту, что существенно облегчило производство материала. Именно поэтому в наши дни Индия считается лидером в производстве и реализации тафты во всем мире.
Производство и разновидности
Чтобы получить плотное и тонкое полотно, нити будущей ткани очень туго скручивают. Переплетение тафты – полотняное. Оно представляет собой перпендикулярное и последовательное соединение нитей основы и утка по схеме «один через один».
Ткань изготавливают из следующих материалов:
- Шелк – дорогостоящая натуральная нить, для получения которой специально выращивают тутовых шелкопрядов. Коконы насекомых разматывают и получают прочное, трехгранное волокно, способное эффектно отражать свет.
- Хлопок – растительное натуральное волокно, очень мягкое, гипоаллергенное и гигроскопичное. Очень приятно к телу, однако мнется. Чтобы получить пряжу, выращивают специальное культурное растение – хлопчатник. Его мягкие волокна собирают, очищают и сортируют по качеству и длине.
- Вискоза – искусственное волокно. Чтобы его получить, целлюлозную щепу благородных пород дерева (сосна, бук) измельчают и обрабатывают каустической содой. Полученный раствор пропускают через специальные формы. Затем реагенты из нитей вымывают.
- Полиэстер – синтетический полиэфирный материал. Из него изготавливают различные виды ткани. Полученные материи могут походить на шерсть, на хлопок и другие разновидности текстиля.
- Ацетат – синтетическое волокно, которое производят с применением ацетилцеллюлозы (целлюлозы и ацетона). Материал эластичный, неприхотливый и недорогой.
Разновидности тафты по текстуре и цвету:
- Одноцветная – однотонный гладкоокрашенный материал, нити утка и основы имеют одинаковый оттенок.
- Шанжан – переливающееся полотно, которое сплетают из двух, часто контрастных систем нитей. В зависимости от освещения и угла обзора оттенок материи изменяется.
- Гладкая – плетение равномерное, плотное, без рубчиков и узоров.
- Набивная – цветной узор печатают на готовом однотонном полотне.
- Жатая – особый вид декора ткани. Материал скручивают и сжимают под прессом, чтобы образовалась так называемая жатка — материя с заломами и стойкими складками.
- Гобеленовая – ткань с крупноузорчатым переплетением цветных нитей.
Тафта прекрасно окрашивается, держит цвет и сохраняет форму, поэтому неудивительно разнообразие видов этого материала. Из нее изготавливают оригинальные, нарядные вещи.