Цвета
Японцы придают особенно много значению чувствам и эмоциональному состоянию, подбирая под каждое из них конкретный цвет. По этой причине в отличие от европейского подхода, для них важно именно то, какой символ кроется за определенным цветом, а не его яркость или насыщенность, визуальная сочетаемость цветов. Вплоть до того, что оттенки одного и того же цвета в японской культуре могут иметь разные значения.
Сегодня традиционными цветами для японской одежды считаются: черный, белый, розовый, красный, оранжевый, розовый, темно-синий или цвет индиго, частично – зеленый.
Современная уличная мода
Японский уличный стиль – популярное направление для современной Японии, который наследуют по всему миру молодые девушки и парни. Термин японского стиля сочетает в себе сразу несколько направлений. Все они похожи и связаны между собой, но обладают рядом различий. Непосвященный человек не сразу заметит разницу:
- Harajuku – стиль «харадзюку» считается одним из самых безумных, возник в одноименном районе Токио. На этой территории всегда бушевала жизнь. Направление включает сочетание национального стиля, современных элементов моды. Ему свойственно множество ярких аксессуаров, декоративных элементов;
- Лолита – самый распространенный стиль, который получил широкую популярность на Западе. В нем заключен некий культ инфантильности с акцентом на готику. Здесь встречаются корсеты, оборки, кружева, подъюбники, ленты. Направление “Лолита” призвано подчеркнуть кукольный, детский образ;
- Гангуро – стиль отличается обесцвечиванием волос, несвойственным темным загаром и контрастным макияжем глаз в черно-белых тонах. В этом стиле встречаются длинные наращенные ресницы, яркие аксессуары. Мини-юбки, высокие каблуки – все в комплексе делает японских девушек схожими с живыми куклами;
- Косплэй – ролевой наряд, который имитирует полюбившихся анимационных и компьютерных героев;
- Decora – декорирование образа многочисленными элементами. Девушки носят множество металлических украшений, кулонов, браслетов, колец, цепей. Тут же стиль дополняют звуковые атрибуты – колокольчики, бубенцы;
- Ко Гал – тинейджерки обожают носить школьную форму. Они также окрашивают волосы в светлые оттенки и наносят на тело автозагар;
- Kawaii – разновидность трогательного инфантильного стиля. Его приверженцы отдают предпочтение костюмам зверей или игрушек из мультфильмов. Превалирующими цветами являются сине-голубой, белый, розовый и беж;
- Visual Key – навеян молодежной субкультурой, которая фанатеет от жанра японского панка и глэм-рока. Девушки отдают предпочтение одежде несочетаемых оттенков, обуви на высоком каблуке или платформе, окрашиванию волос в яркие цвета.
Модная вариативность современных японских дизайнеров отличает их коллекции стандартным набором вещей с вкраплением национальных мотивов, элементов свободного кроя:
- верхние предметы одежды отличаются прямотой форм, свободным покроем, которые слегка облегают силуэт. В одежде тщательно скрывается женская фигура, ее особенности;
- изделия из тонких полупрозрачных материалов, которые дополняются огромными бантами;
- задействование пышных сборок, подворотов с целью имитации кимоно;
- наличие заостренных элементов, плавных переходов, ярких блестящих вставок, декорирование кистями.
Японские тинейджерки обожают завышенную талию, многослойные наряды, бесформенность. Причиной тому послужило мнение, что в безразмерных вещах маленькая японская женщина выглядит очень трогательно и особенно хрупко. Актуальными остаются современные вариации кимоно с силуэтами балахонов. В моде также спортивная одежда различного дизайна. Японские дизайнеры активно работают и в этом направлении.
Такенокозоку
Стиль Такенокозоку появился ещё в 1960-1970 гг. и быстро стал популярен среди модной молодёжи Харадзюку. Такенокозоку стал настолько распространён, что даже появился магазин (а теперь сеть магазинов) «Такеноко», в котором продаётся одежда только этого стиля.
Представители Такенокозоку-стиля часто собирались компаниями и устраивали уличные «джэмы» и танцевальные баттлы под популярную музыку того времени.
Главные черты Такенокозоку — аксессуары неоновых оттенков, состоящие из бисера и бантиков, а также свистки, которые представители субкультуры всегда носят с собой.
Краткий экскурс в историю костюма
Глубокое проникновение западной культуры сказалось на всех сферах жизни Японии. Не осталась незатронутой также и мода. На японском языке слово «кимоно» ранее означало любую одежду. В сознании европейского человека это понятие ассоциируется с национальной одеждой. Поэтому в современном японском языке принята двойная трактовка слова.
В древние века скалистые острова населяли варвары. Их жизненный уклад и культурные нормы были сформированы под влиянием китайских традиций. Национальная одежда ханьфу была похожа на длинный халат с глубоким запахом. Она и стала прародителем кимоно.
Под влиянием времени в одежде происходили различные изменения и эволюционные преобразования. Менялась длина кимоно, ширина рукавов, фактура ткани, сюжет рисунка. К началу XX века традиционный наряд приобрел окончательный вид, сохранившийся до наших дней. В это же время в японскую моду стало проникать все больше европейских идей. Отныне каждая женщина была вправе носить одежду, которая нравилась ей, а не была продиктована народными традициями или общественным мнением.
Обувь
Традиционная японская обувь отличается оригинальным и необычным дизайном. Многие европейские женщины сочтут ее некомфортной и слишком тяжелой. Но это далеко не так. Классическая обувь жителей Японии представлена несколькими вариантами:
- таби;
- гэта;
- дзори.
Каждая из этих моделей имеет свои специфические характерные черты, предназначение, а также социальную принадлежность.
Таби
Это один из наиболее популярных видов обуви в Японии. Такие изделия представляли собой своеобразные носки из кожи или другого плотного материала со специальным отделением для большого пальца. Благодаря своей практичности и удобству таби и на сегодняшний день не утратили своей популярности среди народа Японии и туристов.
Гэта
Это дорогостоящая обувь, которую могли себе позволить только гейши и состоятельные люди. Она имела широкую и высокую колодку из дерева, оснащенную вырезом в средней части. В некоторых моделях вырез отсутствует. Высота деревянной колодки могла достигать 9-10 см. Гэта выполнялись в виде вьетнамок, ленты которых фиксировались между большим и указательным пальцем. Обувь украшалась роскошными орнаментами, вышивками. Гэта относились к категории элитной обуви, которую можно назвать настоящим произведением искусства. Именно по этой причине многие модели и на сегодняшний день хранятся в музеях в качестве экспонатов, демонстрирующих собой красоту и великолепие страны Восходящего солнца.
Дзори
Относится к числу обуви для бедных слоев населения. При создании таких моделей основной акцент делался на простоту и практичность. Обувь представляла собой безразмерные сандалии с плетеными завязками. Она не отличалась красотой и привлекательностью. Дзори чаще всего носились рыбаками, а также рабочими, собирающими водоросли в реке. Они были одинаково распространенными среди мужчин и женщин. Для изготовления дзори чаще всего использовались такие материалы, как рисовая солома, бамбук, тростник.